Отдых в Судаке

Судак сурож русь

Связи между восточными славянами и Крымом, в частности Судаком, известным у древних русских под именем Сурожа, прослеживаются по историческим источникам с начала IX в.
Первое достоверное историческое свидетельство о появлении русских в Крыму мы находим в «житии Стефана Сурожского», в котором имеется рассказ о походе на Крым в начале IX в. новгородского князя Бравлина: «Приiде рать велика роусскаа изъ Новаграда князь Бравлинъ силенъ зело. Плени отъ Корсоуня и до Корча. Съ многою силою пршде къ Соурожу, за 10 дьнiй бишася зле межоу себе и по 10 дьнiй вниде Бравлинъ силою изломивъ гкелезнаа врата, и вниде в градъ»…

Из этого рассказа мы узнаем, что Судак был сильной крепостью и что в нем князь взял в одной только церкви много золота, золотых сосудов, драгоценных камней, жемчуга и т. п.
Со времени образования Киевского государства связи его с Крымом, и в частности с Сурожем, как звали Судак на Руси, становятся более тесными и систематическими. Так, когда в 1073—74 гг. трудовой люд в Херсонесе, Феодосии и Суроже поднял восстание против византийских властей, то по просьбе византийского императора Михаила VII Дуки великий князь Всеволод помог своими войсками усмирить его.

Особенно были постоянны связи с Тавридой и. в частности, с Сурожем Тмутараканского княжества, возникшего в XI в. Располагалось оно на Тамани и в восточном Крыму. Через Тмута-раканское княжество распространялось русское Население по Крыму в Солхате, Суроже и других местах, где по свидетельству арабских писа» телей жило много руссов.

Сурож был включен в орбиту интересов Киевской Руси еще в IX в. как крупный международный торговый город, торговый конкурен Херсонеса. Киевская Русь установила непосредственные торговые отношения с Сурожем, купцы которого часто посещали «стольный град Киев».
О связи Руси с Сурожем свидетельствуют произведения древнерусского поэтического творчества. В былинах южнорусского цикла наряду с русскими действуют сурожские богатыри. Так, в былине «Чурило и князь Владимир» рассказывается, что рыбаки и охотники жаловались князю на дружину Чурилы за самовольную ловлю и охоту в княжеских угодьях: «Жеребцы под ними латинские, кафтаны на них камчатные», а сам «Чурила живет пониже малого Киевца».

Князь Владимир, посетил сурожского богатыря: «Старой Пленка Суроженин приступил ко князю Владимиру и ко княгине Апраксеевне… Принимал, сажал, князей и бояр и могучих русских богатырей»…

Сквозь сказочную форму в былине можно рассмотреть историческую правду. Сурожские богатыри живут близ границ Киевской Руси, вторгаются в русские владения, где самовольно охотятся и ловят рыбу (в Днепре), нападают на русское население. Былины описывают богатство сурожан. А мы знаем, что Сурож X—XII вв. был самым богатым торговым городом на всем северном черноморском побережье.

Отражение связей Киевской Руси с Сурожем мы находим и в замечательном произведении древнерусского эпоса — «Слове о полку Игореве». «Див кличет на вершине дерева, велит послушать земле незнаемой, Волге и Поморью, и Посулью, и Сурожу»…

Исторические источники говорят о постоянных торговых связях между Сурожем и Киевской Русью о XI по XIV в., а с северными русскими княжествами с XIII в. В русских летописях мы нередко встречаем сообщения о русско-сурожских торговых связях.

Особенно широко развиваются взаимные торговые связи Руси и Сурожа с образованием Московского великого княжества. «Сурожским» в русских летописях в XIV в- называется не только Азовское, но и Черное море. С XIV в. в летописях часто упоминаются сурожские «торговые гости», т. е. купцы.

Дмитрий Донской, отправляясь в поход против хана Мамая, взял сурожан с собой, как очевидцев битвы с врагом, чтоб, в случае успеха, они разнесли русскую славу по’ всем землям, по которым они путешествуют, а с другой стороны, — и в качестве дипломатических посредников, на случай необходимости вести с татарами мирные переговоры, поскольку они знали татарские обычаи.
Значительную политическую роль играл на Руси при Дмитрии Донском некий «Некомат Суроженин», который сначала служил ему и получил от него вотчины, а затем перешел на сторону князя Михаила Тверского.

Связи Руси с Крымом и, в частности, с Сурожем были двусторонними. Не только сурожские купцы путешествовали по Руси с товарами, но и русские торговцы ездили в Сурож, отвозя туда свои товары, главным образом меха, охотничьих соколов, холст, мед, воск, пеньку, зерно и увозя обратно сурожские товары: сукно, шелк, бархат, драгоценные камни, оружие, пряности и пр. С установлением торговых связей Московского государства с Западной Европой московские купцы возили в Сурож английские и французские сукна.